vapress.kz
Вечерний Алматы
Vecher.kz
  • Алматы

    Наука в бизнес: как Казахстану вывести университетские технологии на рынок

    
                    Наука в бизнес: как Казахстану вывести университетские технологии на рынок
    источник фото: Pexels.com

    Ерболат ОРАЗБЕКҰЛЫ, PhD, техноброкер, член Совета молодых ученых НАН РК при Президенте, директор центра коммерциализации университета «Туран»:

    – Коммерциализация научных разработок становится ключевым фактором развития инновационной экономики и повышения конкурентоспособности страны. Однако устаревшая инновационная экосистема университетов часто не позволяет эффективно внедрять научные достижения в практику. В современных условиях требуется пересмотр роли центров коммерциализации и трансфера технологий (ЦКТТ) и создание бизнес-структур, способных оперативно выводить разработки на рынок.

    Одним из основных шагов в трансформации является перестройка модели управления университетскими технологиями. В международной практике значительная часть доходов университетов формируется за счет коммерциализации технологий, а не только образовательной деятельности. В связи с этим ЦКТТ во многих странах включают департаменты науки или функционируют как отдельные организации, подчиняющиеся напрямую совету директоров университета. Это позволяет четко разделить образовательные и коммерческие процессы.

    Для эффективного партнерства с бизнесом существуют различные модели взаимодействия, включая лицензирование, спонсорские исследования (Sponsored Research), исследования, ориентированные на предприятия (Enterprise Directed Research, Edges) и создание спин-офф компаний. Ключевым аспектом успешной реализации такого партнерства является четкая регуляция интеллектуальной собственности (Intellectual Property) в рамках деятельности ЦКТТ.

    Процесс передачи технологий от ученых к ЦКТТ и далее к индустриальным партнерам включает несколько этапов. В их числе декларирование изобретения, определение состава исследовательской группы, оценка рыночного потенциала, анализ конкуренции и возможных сложностей. Далее патентный комитет ЦКТТ принимает решение о защите интеллектуальной собственности на основе коммерческой жизнеспособности, финансовой ценности и патентоспособности разработки. После патентования формируются пути коммерциализации и стратегии выхода на рынок, а управление интеллектуальной собственностью остается в ведении ЦКТТ.

    Еще одним важным направлением работы является консультирование предприятий по вопросам коммерциализации технологий. Это включает разработку соглашений о консультировании (Safe Harbor), лицензионные соглашения, соглашения о ноу-хау и другие юридические механизмы, обеспечивающие защиту интересов университета и исследователей.

    Функции центров коммерциализации охватывают:

    ● защиту интеллектуальной собственности;
    ● оптимизацию форматов сотрудничества и переговоров с венчурными фондами и бизнес-партнерами;
    ● управление контрактами и контроль выполнения проектов;
    ● мониторинг поступлений, доходов и роялти;
    ● оказание бизнес-консалтинга и маркетинговой поддержки;
    ● юридическое сопровождение процессов коммерциализации.

    В университете «Туран» мы уже начали разработку структурных моделей партнерства и соответствующих регламентов.

    Также одним из барьеров на пути развития является ограниченный доступ к финансированию. Венчурный рынок в Казахстане находится на ранней стадии развития, а существующие государственные программы поддержки требуют упрощения. Для создания благоприятной среды необходимо привлекать частные инвестиции и развивать инфраструктуру акселераторов и инкубаторов, технопарков при вузах.

    Мировая практика доказывает, что успешная коммерциализация возможна при тесном взаимодействии университетов, бизнеса и государства. Развитие трансфера технологий, внедрение венчурного финансирования и поддержка предпринимательских инициатив среди ученых помогут Казахстану выйти на новый уровень технологического развития и создать конкурентоспособную инновационную экономику.