vapress.kz
Вечерний Алматы
Vecher.kz
  • Эксклюзив

    Реальные истории жертв вербовки рассказали эксперты

    Одним из главных в Казахстане событий в уходящем месяце стало заседание Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат», проведенное в Туркестане под председательством Президента Касым-Жомарта Токаева. В своем выступлении Глава государства указал на рост различных деструктивных течений и необходимость противостоять распространению чуждых нашему народу взглядов.




    «К сожалению, сегодня в нашем обществе набирают обороты различные деструктивные культы… Для многих молодых людей кумирами стали криминальные лидеры, выдающие себя за народных защитников. В похожем ключе действуют всякого рода шарлатаны, пользующиеся популярностью среди определенной части наших соотечественников. Фактически, это банальные секты, которые отравляют сознание наших граждан», – подчеркнул Президент.




    За счет псевдоблаготворительности и изощренной психологической обработки они запутывают людей, продвигая ложные ценности и задавая в корне неверные модели поведения.



    «Все это идеологический мусор, информационная шелуха. Мы как прогрессивная страна должны решительно противостоять распространению этих чуждых нашему народу взглядов, – заявил Токаев.




    Слова Главы государства сегодня приобретают особое значение, ведь, как показывает жизнь, немало молодых людей продаолжают попадать в сети приверженцев радикальной идеологии и даже в международные террористические организации, о чем свидетельствует и горький опыт участия некоторых казахстанцев в зоне боевых действий на территории Сирии и Ирака.




    Почему такое происходит? Чем руководствуется человек, вступая в деструктивные религиозные течения? Кто ему в этом помогает, направляет, поддерживает?  



    По словам эксперта-психолога республиканской информационно-разъяснительной группы при Министерстве информации и общественного развития РК, подполковника КНБ в отставке Лолы Шакимовой, на встречах с молодежью им часто задают эти вопросы.





    «Молодые люди по-разному попадает к вербовщикам. Мотивы у всех разные и все зависит от конкретного человека, его психологического состояния. Если оно у него слабое, то он быстро может попасть под влияние миссионеров деструктивных течений», – отметила эксперт и привела пример из жизни.



    Молодой человек в подростковом и юношеском возрасте оказался объектом буллинга. Он замкнулся в себе, был сильно обижен на социальное окружение. Такое психологическое состояние называется синдромом пещерности, когда человек один на один остается со своей внутренней болью.




    Пребывая в таком пограничном состоянии, он случайно познакомился с одним «мудрым» человеком в Интернете, который смог почувствовать внутренний мир парня, понять его и принять таким, какой он есть. Так молодой человек оказался в ловушке вербовщика деструктивного религиозного течения.




    Ощутив зону комфорта и морально-психологическую поддержку со стороны незнакомца, молодой человек полностью поделился с ним своими психологическими проблемами уже в референтной группе новых знакомых. Естественно, миссионеры тут же окружили его вниманием, заботой и любовью. 




    Зомбирование псевдорелигиозными догмами сформировали у молодого человека иное восприятие жизни: разделение социального окружения на «своих» и «чужих», где, в его понимании, по отношению к «чужим» нужно проявлять агрессию, конфликтность, презрение и враждебность. Узость восприятия в получении информации, дифференцированный подход к людям подвели молодого адепта к более глубокому пограничному состоянию.




    «Это длилось до тех пор, пока он не оказался в психиатрической клинике. Чтобы вывести человека из состояния зомбирования, врачам и психологам нужно немало времени. В данной ситуации у молодого человека была сформирована мотивация эмоциональной привязанности к лидеру деструктивного религиозного течения», – говорит Лола Шакимова.



    Есть  и другие примеры.




    Девушка в поисках молодого перспективного друга познакомилась в Интернете с одним мужчиной. Он оказался хорошим психологом, понимающим особенности женской души и женского настроения. Выражая эмпатию, незнакомец поддерживал новую знакомую и все чаще стал говорить о будущих перспективах – создании стабильной семьи и совместном проживании за границей.




    В один прекрасный день зарубежный друг пригласил девушку в гости. К тому времени она сильно влюбилась в него и с радостью согласилась на романтическую встречу. Так завязались их отношения.




    «Но за границей она уже начала понимать, что попала в ловушку миссионеров псевдорелигиозной организации. В их рядах легко оказаться, но выйти оттуда очень трудно, не всем удается. Если на зомбирование человека уходит два-три месяца, то на реабилитацию потребуются годы», – отметила Лола Шакимова.  




    Таким образом, девушка оказалась в зоне террористической активности, где ее продали боевикам ИГИЛ.



    «Такая модель вербовки через Интернет называется «дагестанской». По этой дагестанской модели рекрутства было много завербовано девушек из различных стран мира», – подчеркнула психолог.



    Еще одна нелегкая судьба девушки, случайно оказавшейся в рядах приверженцев деструктивных религиозных течений. Назовем ее Тина.



    С ранних лет потеряла Тина родителей и, как обычно бывает в такой жизненной ситуации, замкнулась в себе. Ее воспитанием занимался старший брат, строгий по характеру.




    В юношеском возрасте у девушки все чаще стали проявляться симптомы депрессии. И тут кто-то посоветовал ей прийти в религию, чтобы устранить мысли о суициде. Она приняла  ислам, стала ходить в мечеть и изучать арабский язык. Жизнь постепенно стала налаживаться, все шло хорошо, но длилось это недолго.




    Как-то девушка познакомилась с мужчиной зрелого возраста, имеющим признаки так называемого деструктивного религиозного самосознания. Из-за своей религиозной безграмотности, она восприняла псевдорелигию своего нового друга и полностью поменяла свое отношение к близким и вообще к своему окружению. У нее сформировались совсем другие ценности и жизненные установки.




    Вместе с другом она оказалась в Сирии в зоне террористической активности. Потеряв его на войне, а также родившегося от него ребенка, она вернулась в Казахстан в рамках спецоперации «Жусан», которую в несколько этапов провели КНБ РК совместно с правоохранительными органами.




    «Таких жертв среди казахстанских женщин немало. От последствий влияния деструктивных религиозных течений им помогают реабилитироваться высококвалифицированные специалисты из числа психологов, теологов, религиоведов, которые работают в центрах по реабилитации», – говорит эксперт.



    К слову, нуждающиеся в такой помощи и поддержке могут позвонить на телефоны доверия, которые есть при управлениях по делам религий во всех крупных городах и регионах, и получить всю необходимую информацию касательно религиозного образования и религиозной грамотности. Большую помощь в процессе реабилитации бывших адептов ДРТ оказывают также имамы и священнослужители.



    Но при всем при этом самое главное это то, что всегда надо быть осведомленным, а  значит, быть готовым сказать «нет» миссионерам деструктивных религиозных течений.



    «Молодые люди должны быть весьма осторожными и осмотрительными и не забывать, что вербовщики в Интернете осуществляют свою деятельность круглосуточно, все больше и больше вовлекая в свои ряды свежеиспеченных адептов», – пояснила психолог.




    По ее словам, зомбированию среди молодых людей особенно подвержены те, у кого отсутствует критичность мышления. К таковым в основном относится маргинальная и асоциальная молодежь. Пребывая в состоянии фрустрации, они хотят самореализоваться как личность и вербовщики, искусно пользуясь этим, незамедлительно начинают обрабатывать их и завлекать в свои организации. В большинстве случаем им это удается, они прекрасно владеют такими психологическими приемами, как буквализм, подмена религиозных понятий и так далее.




    Если учесть, что основная масса адептов являются неофитами, то есть религиозно безграмотными, миссионерам ничего не стоит завербовать их.  



    «Для того, чтобы обезопасить себя и своих близких, необходимо, во-первых, с детства формировать у ребенка такое психологическое понятие, как ассертивность, то есть умение сказать «нет». Во-вторых, в случае какой-либо опасности или угрозы, следует обратиться в центры реабилитации, где  работают квалифицированные специалисты – теологи, религиоведы, психологи, имамы, юристы. Они могут дать советы, рекомендации и сказать, стоит ли ходить на тайные совещания и собрания всяких сомнительных организаций», – говорит Лола Шакимова.





    По мнению известного исламоведа, теолога, преподавателя кафедры религиоведения Асылбека Избаирова, против идеологии можно бороться лишь более сильной идеологией.




    «Правильно сказал Президент Токаев, что среди молодых людей есть и те, кто посредством интернета попал в сети радикальных религиозных течений. А почему они туда попадают? Потому что нет четкой идеологии», – считает профессор.  




    Он уже не раз говорил в профильных госорганах и СМИ об уникальной центрально-азиатской школе богословия, имеющей свои хорошие традиции, прославленной такими выдающимися личностями, как Мухаммад ибн Исма ил ал-Бухари, Абу Иса ат-Тирмизи и многими другими.



    «Почему бы не развивать эту школу? Без формирования собственных школ, традиций, авторитетов, эффективных инструментов религиозного познания, модернизации и развития, мы будем обречены на вторичность, квази-субъектность, следование чужим проектам и планам», – убежден профессор.



    На его взгляд, сегодня «мусульманская идентичность» на основе обращения к центрально-азиатской школе богословия определенным образом является гарантией геокультурного и духовного суверенитета.




    «Для нашего государства ислам – это не вызов, а духовно-нравственный резерв нации, источник здоровой духовной энергии, где нет места всяким псевдо-религиозным и деструктивным течениям. Поэтому мы должны придерживаться и развивать свою идеологию, основанную на глубокой истинной вере и добрых традициях народа. Это одна из гарантий того, что наша молодежь не попадет в сети миссионеров и не пополнит ряды приверженцев деструктивных течений», – подчеркнул теолог.