vapress.kz
Вечерний Алматы
Vecher.kz
  • Общество

    Пять казахстанских вузов вошли в рейтинг лучших университетов мира

    
                    Пять казахстанских вузов вошли в рейтинг лучших университетов мира
    Фото: depositphotos

    Ими достигнут уверенный рост по показателям академической репутации и репутации среди работодателей, сообщает Vecher.kz.

    5 июня 2024 года Международное аналитическое агентство в сфере высшего образования QS Quacquarelli Symonds опубликовало новый выпуск рейтинга лучших университетов мира 2025 года – QS WorldUniversity Rankings 2025.

    Казахстан представлен в рейтинге 21 вузом, из которых пять улучшили, четыре сохранили свои позиции.

    Казахский национальный университет имени аль-Фараби возвращается в топ-200лучших вузов мира, оставаясь лидером среди казахстанских вузов.

    В этом году Казахский национальный университет имени аль-Фараби занял 163-е место, что на 67 позиций лучше прошлогоднего результата.

    Результаты казахстанских вузов 

    • 163 Казахский национальный университет имени аль-Фараби
    • =321 Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
    • =405 Казахский национальный исследовательский техническийуниверситет им. К. Сатпаев
    • 621-630 Южно-Казахстанский университет имени Мухтара Ауэзова
    • 671-680 Казахский национальный педагогический университет им. Абая
    • 671-680 Казахский национальный аграрный исследовательский университет
    • 801-850 Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави
    • 851-900 Карагандинский технический университет имени АбылкасаСагинова
    • 901-950 Карагандинский университет имени Е.А. Букетова
    • 951-1000 Алматинский технологический университет
    • 951-1000 Восточно-Казахстанский технический университет имени Д. Серикбаева
    • 951-1000 Казахский национальный медицинский университет имени С. Асфендиярова
    • 1001-1200 Казахстанско-Британский технический университет
    • 1001-1200 Университет Нархоз
    • 1001-1200 Университет КИМЭП
    • 1201-1400 Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана
    • 1201-1400 Казахский агротехнический университет имени СакенаСейфуллина
    • 1201-1400 Университет имени Сулеймана Демиреля
    • 1201-1400 Павлодарский университет имени С. Торайгырова
    • 1401+ Кызылординский университет имени Коркыт ата
    • 1401+ Таразский региональный университет имени М. Дулати

    Также улучшились показатели у другого национального вуза Евразийского национального университета им Л. Гумилева (с 355 места на 321 место) и Казахского национального исследовательского технического университета им. К. Сатпаев (с 481 места на 405 место). Улучшения также наблюдаются у Казахского национального педагогического университета им. Абая (671-680 место).

    В рейтинге Казахстан отмечен существенным улучшением показателей по репутационным индикаторам – академической репутации и репутации среди работодателей.

    По сравнению с другими странами Центральной Азии Казахстан добился наилучших результатов по индикатору «Репутация среди работодателей», о чём свидетельствуют средние значения, рассчитанные по данному индикатору для всех высших учебных заведений – участников рейтинга в каждой из стран Центрально-Азиатского региона.

    19 из 21 казахстанских вузов – участников рейтинга улучшили показатели по индикаторам «Академическая репутация» и «Репутация среди работодателей». Казахский национальный университет имени аль-Фараби Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (ЕНУ) продемонстрировали наиболее яркие результаты по репутационным индикаторам, среди которых особо выделяется 77-е место КазНУ в мире по «Репутации среди работодателей».

    Казахстанские университеты показали уверенный рост по показателям академической репутации и репутации среди работодателей, две трети казахстанских вузов улучшили показатели по индикатору «Соотношение количества преподавателей и студентов».

    «Отрадно видеть, что казахстанские вузы расширяют своё признание в академических кругах и улучшают взаимодействие с работодателями, наращивая позиции по двум основным репутационным составляющим в современном высшем образовании. Четыре казахстанских университета вошли в топ-500 по индикатору «Достижения выпускников», и другим вузам страны следует изучить их опыт в сфере сотрудничества с отраслевыми организациями и реализации стратегий трудоустройства выпускников, сконцентрировав свои усилия на подготовке специалистов, знания и навыки которых будут востребованы на рынке труда и позволят рассчитывать на успешную карьеру. Кроме того, для дальнейшего повышения репутации вузов как центров получения качественных знаний необходимы тщательно продуманные стратегии научных исследований и участие в международных научных коллаборациях», – комментирует старший вице-президент QS Бен Саутер.

    Сергей Христолюбов, региональный директор QS, добавляет:

    «Результаты нового рейтинга характеризуются ростом позиций ведущих вузов Казахстана, в то время как в нижней части списка казахстанских вузов – участников рейтинга отчётливо видны возможности для дальнейшей работы по показателям научной производительности, интернационализации, устойчивого развития и достижений выпускников. В числе основных задач остаются повышение вовлеченности преподавателей и сотрудников в научные проекты, дальнейшее наращивание присутствия в научных изданиях высоких квартилей и более активное взаимодействие с наукоёмкими экосистемами и центрами знаний в странах ближнего и дальнего зарубежья».

    Напомним, что в 2023 году были внесены изменения в методологию расчета путем увеличения наукометрических показателей и индикаторов ЦУР.

    В целом, необходимо отметить, что движение вузов происходит эволюционным путем перемещения из одной группы в другую, например, с топ-50 в топ 100 или наоборот, резких скачков, как например с топ-100 на топ 300 или наоборот не наблюдается.

    Значительные передвижения вузов произошли с уровня топ-300 и ниже. Вузы, входящие в топ-50 и топ-100 продемонстрировали стабильность результатов. Все вузы, состоящие в нижних позициях показали свою неустойчивость при усилении методологии.