vapress.kz
Вечерний Алматы
Vecher.kz
  • Алматы

    О действенных мерах борьбы с буллингом в школьной среде

    
                    О действенных мерах борьбы с буллингом в школьной среде
    источник фото: Vecher.kz.

    По данным исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», проведенного НЦОЗ, в Казахстане 17,5% детей время от времени подвергаются буллингу, 6,8% опрошенных подростков два-три раза в месяц испытывают травлю и запугивание со стороны окружающих, 14,1% детей в возрасте 11–15 лет признались, что сами участвовали в буллинге по отношению к сверстникам. 

    О том, какие «красные флажки» сигнализируют о наличии у ребенка такой проблемы, как поступить родителям в такой ситуации и как должна реагировать школа, мы поговорили с алматинским психологом-педагогом Ириной Придатко.

    Зачастую родители даже не подозревают, что ребенок в школе подвергается притязаниям со стороны сверстников. Как распознать, что проблема есть?

    – Буллинг – серьезная проблема, но с вниманием, поддержкой и активным участием родителей ее можно преодолеть. Распознать, что проблема действительно имеет место быть, бывает сложно, так как дети часто не рассказывают о травле из страха, стыда или боязни усугубить ситуацию. Однако родители могут обратить внимание на резкие изменения в поведении, замкнутость, тревожность, агрессивность, плаксивость. Потеря интереса к учебе, падение успеваемости. Также «звоночками» являются изменения в питании и сне: ребенок плохо спит, отказывается от еды или, наоборот, переедает. Появляются частые жалобы на плохое самочувствие (головные боли, боли в животе) без видимых причин. Ребенок приходит домой в порванных вещах, пропадают личные вещи или деньги. Отказывается ходить в школу или выражает внезапное настойчивое желание сменить учебное заведение. Появляются синяки, ссадины или другие травмы, но он не может объяснить причину. Частые разговоры о страхе или тревоге перед школой. Ребенок может не говорить напрямую, но кричать о помощи своим поведением.

    Наша справка

    В школах мегаполиса внедряют передовые программы в рамках Комплексного плана по защите детей от насилия, предотвращению суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023–2025 годы. Программа KiVa успешно стартовала в прошлом учебном году в пилотном режиме в двух школах города. 

    Программа работает на нескольких уровнях, охватывая как профилактические меры, так и способы разрешения уже возникших конфликтов.

    Кроме того, шесть пилотных школ города участвуют в реализации программы «ДосболLIKE». Программа охватывает детей с 1-го по 11-й классы и фокусируется на развитии социально-эмоциональных навыков, что способствует созданию безопасной и поддерживающей школьной среды. В ее рамках для педагогов школ прошли семинары по научно-практическим основам профилактики буллинга. Методические рекомендации охватывают вопросы профилактики девиантного поведения, предотвращения рисков и угроз для психологической безопасности, а также укрепления ответственности и здоровья учащихся.

    Буллинг может проявляться не только в школе, но и в Интернете. Несмотря на то, что это происходит в виртуальном мире, психологические травмы у ребенка могут быть вполне реальные?

    – Главным сигналом кибербуллинга является повышенная тревожность после общения ребенка в Сети, нежелание пользоваться телефоном или соцсетями. Появляются резкие эмоциональные реакции на сообщения или звонки. Ребенок может удалять аккаунты или блокировать контакты без объяснения причин. Резко меняются манеры общения в Интернете или отказ говорить о том, что происходит в Сети.

    Кибербуллинг может нанести серьезные психологические, эмоциональные и даже физические травмы – от депрессии и низкой самооценки до проблем со сном, потери или набора веса и так далее. Все так же, как и от травли в реальной жизни.

    Если ребенок не хочет говорить о своих проблемах, важно не давить на него, а создать атмосферу доверия. Проявляйте сочувствие, интересуйтесь его жизнью, делитесь собственными историями, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

    – Как родителям выстроить доверительные отношения с ребенком, чтобы он не боялся рассказывать о своих переживаниях?

    – Это очень кропотливая и тонкая работа. Для этого в первую очередь необходимо быть внимательным слушателем, не перебивать и, самое главное, не осуждать. Стараться проявлять искренний интерес к его делам и чувствам, оказывая поддержку и желание помочь без давления, уважать его мнение и не обесценивать эмоции. Создавать семейную атмосферу, в которой обсуждение проблем считается нормой.

    Также важно развивать в ребенке навыки общения и умение управлять стрессом (это и для взрослых весьма полезно).

    Стоит обратить внимание на наиболее частые ошибки, которые никак не способствуют укреплению отношений, а, напротив, отдаляют вас друг от друга. Не игнорируйте и не преуменьшайте проблемы («не обращай внимания», «просто постой за себя», «не давай слабины»). Критика и обвинения также неуместны в этот период («ты сам виноват», «ты слабый, раз не можешь ответить»), а давление и допросы и вовсе заставляют ребенка замкнуться в себе. В этот момент ему необходима защита. Это не тот случай, когда нужно научить справляться с проблемами самостоятельно.

    Чтобы ребенок не боялся рассказывать о буллинге, важно оказывать ему поддержку, не осуждать, а обсуждать проблему вместе и искать решения без давления.

    Например, такие фразы, как «да не обращай внимания», «ну и что, меня тоже дразнили, и ничего», могут заставить ребенка почувствовать, что его переживания неважны. Он решит, что взрослые не воспримут проблему всерьез.

    Вопрос «может, ты их спровоцировал?» вызовет только обратную реакцию – ребенок замкнется, боясь осуждения, не получив поддержки от родителя.

    Чрезмерная агрессия и резкие действия тоже не выход из положения. Некоторые родители сразу бегут разбираться с обидчиками или ругаться с учителями. Это может привести к ухудшению ситуации, и ребенок в следующий раз промолчит, чтобы не делать хуже.

    Главное – не игнорировать тревожные сигналы. Если ребенок замкнулся, стал тревожным, плохо спит или не хочет идти в школу, а родители списывают это на «просто возраст», он останется один на один с проблемой.

    – Почему дети становятся буллерами, и как родителям реагировать, если их ребенок обижает других?

    – Иногда родители предпочитают не замечать этой проблемы, но важно понимать, что буллинг – ненормальное поведение и не часть взросления, так что следует отнестись к этому серьезно.

    Буллинг может быть вызван желанием утвердиться за счет других, недостатком внимания и поддержки родителей. Они так же могут подражать агрессивному поведению взрослых. У таких детей отсутствуют навыки конструктивного общения и управления эмоциями, создается ощущение власти и безнаказанности. Такое поведение вызвано личными травмами или обидами, которые ребенок не может выразить другим способом.

    Если ваш ребенок проявляет агрессию, важно не игнорировать проблему и не оправдывать его поведение. Спокойно поговорите с ним и выясните причины. Показывайте, что агрессия недопустима, и научите альтернативным способам взаимодействия. Постарайтесь вовлечь школьного психолога, если такое поведение систематическое. Работайте над семейной атмосферой, развивайте в ребенке эмпатию, поощряйте позитивное поведение и обучайте способам управления эмоциями

    – Какие психологические причины могут толкать ребенка на агрессию по отношению к сверстникам?

    – Агрессия у детей по отношению к сверстникам может иметь разные психологические причины. Например, семейные факторы. Агрессивная модель поведения в семье – если наблюдает насилие (физическое или словесное) между родителями или сталкивается с жестким воспитанием, он может перенять эти модели.

    Отсутствие внимания и заботы – ребенок может проявлять агрессию, привлекая таким образом к себе внимание. Гиперопека или жесткий контроль родителей также подавляют ребенка, у него может накапливаться злость, которая выплескивается на сверстников. Также могут быть внутренние психологические причины, например неумение выражать эмоции. Если не объяснили, как справляться с гневом и обидами словами, он может выражать эти чувства через агрессию.

    В числе причин – заниженная самооценка. Некоторые дети нападают на других, чтобы почувствовать себя сильнее и компенсировать свою неуверенность. Если ребенок сам подвергался насилию (дома или в школе), он может начать вести себя агрессивно, чтобы перестать чувствовать себя жертвой. 

    Могут повлиять социальные и внешние факторы. Отвержение сверстниками, он может пытаться добиться признания через агрессию. В некоторых группах подростков доминирующее и агрессивное поведение считается нормой или способом завоевать уважение. Конечно, жестокие фильмы, игры и контент в соцсетях могут также провоцировать агрессивные сценарии поведения.

    Не исключаются физиологические и нейропсихологические особенности ребенка. Гиперактивность, импульсивность и нарушение самоконтроля – недостаточно развитая эмоциональная регуляция может приводить к вспышкам агрессии. Дети с дефицитом внимания (СДВГ) или другими особенностями нервной системы могут хуже контролировать агрессию. Проблемы со здоровьем – например, дефицит витаминов или нейробиологические особенности также могут влиять на эмоциональное состояние ребенка.

    – Получается, что важно не наказывать за агрессию, а разбираться в ее причинах?

    – Да и учить ребенка альтернативным способам выражения эмоций. Поддерживать его, а не только ругать за плохое поведение. Создавать среду, где он чувствует себя безопасно. Но если агрессия постоянная, необходимо проконсультироваться с психологом. Часто агрессия – это не просто «плохое поведение», а сигнал, что у ребенка есть нерешенные проблемы.

    – Поделитесь рекомендациями, как ребенку правильно реагировать на агрессию сверстников, чтобы минимизировать травлю?

    – Вот несколько ключевых стратегий:

    • Развивайте у ребенка уверенность в себе. Учите говорить твердо и спокойно: «Оставь меня в покое!», «Мне это не нравится!». Показывайте, как держаться уверенно: прямая осанка, зрительный контакт, спокойный голос.
    • Развивайте чувство собственного достоинства – хвалите за достижения, поддерживайте в сложных ситуациях.
    • Игнорирование провокаций – лучший способ остановить буллера.
    • Объясните, что агрессоры часто ищут реакции, а если ее нет, им становится неинтересно.
    • Говорите, что просить помощи – это не стыдно. Можно обратиться к учителю, школьному психологу, родителям, друзьям.
    • Научите различать ситуацию, когда можно справиться самому, а когда стоит сразу сообщить взрослым.

    Подростковый буллинг – проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С этой проблемой ребенок не должен справляться в одиночку: здесь требуется внимание как родителей, так и учителей и школьных психологов. Главный совет тем, кто столкнулся с буллингом, – не пускать все на самотек, а получить консультацию специалиста.