vapress.kz
Вечерний Алматы
Vecher.kz
  • Общество

    Экспертное мнение: молодежь – главный объект вербовки

    
                    Экспертное мнение: молодежь – главный объект вербовки
    pexels.com

    Как молодые люди попадают в сети псевдорелигиозных течений и экстремистских сект и как их можно предостеречь от влияния радикальной идеологии – этой теме посвящена аналитическая статья, сообщает Vecher.kz

     Кто в первую очередь оказывается в группе риска

     По мнению эксперта Ассоциации психологов и психотерапевтов РК, международного эксперта ООН по Центрально-Азиатскому региону, члена республиканской информационно-разъяснительной группы, известного психолога Лолы Шакимовой, в первую очередь под влияние радикальной идеологии попадает молодежь.

     «Молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет довольно часто попадают в ловушку лидеров деструктивных религиозных течений (ДРТ) через интернет и соцсети. У нас молодежь очень образованная, умная, эрудированная, креативная, красивая и творческая. Они знают, чего хотят в жизни. Однако необходимо учитывать один фактор: этот возраст, особенно юношеский, в психологии считается сенситивным и критическим», – говорит эксперт.

     По ее словам, в профиле личности молодых людей фиксируются такие особенности, как состояние фрустрации, психологического дискомфорта, внутриличностный конфликт, борьба мотивов между «я хочу» и «я не могу», адреналиновая зависимость, стремление к самостоятельности и независимости, желание доказать свое «я» и достичь целей кратчайшим путем.

     «Не у всех молодых людей это получается, поэтому многие из них пребывают в пограничном состоянии. А у людей, пребывающих в пограничном состоянии, ослабевает волевая саморегуляция, снижается толерантность, эффективность, умение сказать «нет», сопротивляться и отстаивать свою позицию. Поэтому они легко становятся жертвами вербовщиков и лидеров ДРТ», – отметила Лола Шакимова.

    К этому можно добавить тот факт, что многие молодые люди религиозно безграмотны, они черпают информацию из интернета, а вербовщики пользуются этим. Они отличные психологи, хорошо владеют психологией личности, общения, методами психологического воздействия и к тому же применяют буквализм, то есть интерпретируют религиозные тексты и писания в прямом смысле слова. 

     «Проповедники» используют этот подход для вырывания отдельных фрагментов из священных книг, представляя их в удобном для себя контексте или искажая их первоначальное значение. Такие действия могут вводить в заблуждение, особенно среди молодежи, которая не обладает глубокими знаниями в области религии и склонна доверять авторитетным фигурам.

    Говоря об этом, психолог подчеркнула, что проповедники, стремясь завоевать доверие, сначала налаживают тесный психологический контакт с молодыми людьми. Они проявляют эмпатию, сочувствие и заинтересованность в решении проблем своих потенциальных последователей, как психологических, так и материальных. В результате такого внимания молодой человек начинает испытывать психологическую зависимость от лидера, что приводит к дальнейшей уязвимости перед псевдорелигиозными учениями.

     «Проповедники мастерски используют психологические методы для установления доверительных отношений, включая демонстрацию общности взглядов и интересов. Это помогает им создать иллюзию понимания и поддержки, делая человека еще более уязвимым в моменты психологического дискомфорта или фрустрации, особенно когда поддержка от ближнего окружения отсутствует», – подчеркнула эксперт.

    Высшее образование не является защитой от деструктивных религиозных течений

    Многие люди с высшим образованием убеждены, что благодаря высокой критичности мышления они вряд ли могут стать жертвами деструктивных религиозных течений. Однако, по мнению эксперта, наличие образования не всегда играет решающую роль в этом вопросе.

     «Большое значение имеет психологическая устойчивость человека. Основной уязвимостью является наличие психологических проблем, когда человек испытывает расслабленность и теряет способность концентрироваться на решении своих текущих проблем. В такие моменты толерантность и сосредоточенность ослабевают, и человек может невольно оказаться подверженным влиянию лидеров деструктивных религиозных групп. В этом пограничном состоянии даже высокообразованные индивидуумы могут стать легкой добычей для вербовщиков», – считает Лола Шакимова.

    Тому есть примеры. Вспомним историю Варвары Карауловой из России. Девушка с хорошими академическими показателями и высшим образованием, которая училась за рубежом и всегда критически оценивала свое поведение и состояние, тем не менее, стала жертвой боевиков, которые завербовали ее и отправили на Ближний Восток под видом джихада. По прибытии она обнаружила, что стала тринадцатой женой боевика.

     «Этот случай демонстрирует модель вербовки, известную как «модель дагестанского любовника». Она заключается в использовании психологических методов влияния, особенно эффективных против молодых женщин, ищущих обеспеченных и успешных мужчин, даже с высшим образованием. Такие девушки, пытаясь найти любовь и стабильность, становятся легкой добычей для вербовщиков. Из этого следует, что образование не всегда является защитой от деструктивных религиозных течений», – констатирует психолог.

    По ее мнению, ключевыми аспектами защиты являются критическое мышление, толерантность, волевая саморегуляция и умение решать проблемные ситуации самостоятельно. Важно также умение быть ассертивным, то есть способным сказать "нет", отстаивать свои позиции и избегать сомнительных контактов.

     «Вербовщики, использующие доброту и благожелательность как маску, могут иметь скрытые, жестокие намерения и использовать других людей для корыстных целей, подталкивая их к преступлениям. Поэтому важно, чтобы молодые люди осознавали риски установления контактов с незнакомцами через интернет или социальные сети. Попасть в сети деструктивных течений легко, но выбраться оттуда может быть чрезвычайно сложно, а иногда и невозможно, и последствия таких случаев зачастую бывают пагубными», – отметила она.

    В Казахстане также были случаи, аналогичные ситуации с Варварой Карауловой. Молодые люди с высшим образованием, принадлежащие к интеллигентным семьям и критически настроенные в отношении собственного мышления и поведения, оказались среди адептов ДРТ.

     Как узнать, что ваш сын или дочь попали в сети вербовщиков и лидеров ДРТ

     О радикальном изменении в жизни своих детей родители в основном узнают по внешним поведенческим признакам, которые становятся заметными вследствие воздействия радикальной идеологии.

     «Изменения в жизни таких молодых людей включают смену ценностей и жизненных установок: они отказываются от привычных хобби, прерывают учебу, бросают работу, меняется их круг общения и увлечения. Также заметны изменения во внешности, поведении, сленге и стиле одежды. Все эти внешние атрибуты указывают на появление у человека новых ожиданий, стереотипов и жизненных ориентиров», – делится своими наблюдениями психолог.

    У молодых людей, попавших в ловушку деструктивных религиозных течений, часто первым признаком становится агрессивность по отношению к близким. Такое поведение не соответствует основам веры, ведь каждый верующий должен стремиться к толерантности и уважению к окружающим, независимо от их национальности или вероисповедания. Все люди равны, и в каждой религии можно найти как хорошие, так и плохие стороны, но главное – это доброта и справедливость в сердцах верующих.

     «Поэтому если у человека проявляются агрессия, конфликтность и нетерпимость, это должно служить сигналом тревоги для его окружения», – говорит эксперт.

     Лола Шакимова указала на еще один важный признак, на который следует обратить особое внимание: вербовщики часто пытаются отдалить человека от его семьи, утверждая, что семейные связи – это плохо, и заявляя, что теперь они являются его «настоящей семьей».

     «Такое поведение вашего родственника тоже должно вызывать тревогу. Если вы замечаете, что ваш сын избегает общения с вами, перестает называть вас мамой или папой, обращается к вам по имени, проявляет агрессию или начинает навязывать свои псевдорелигиозные убеждения и взгляды, это должно насторожить вас. В таких случаях необходимо понимать, что у этого молодого человека возникла опасная ситуация, и что-то явно идет не так», – говорит Лола Шакимова.

     Когда человек оказывается в деструктивной религиозной организации, за ним устанавливается тотальный контроль над его поведением, знаниями, эмоциями и волевой саморегуляцией.

     Также наблюдается контроль над получением информации; у человека возникает табу и множество запретов на то, что можно и что нельзя делать. По этим признакам тоже можно определить, что близкий вам человек попал в ловушку вербовщиков.

     Что необходимо делать, чтобы оградить молодежь от влияния радикальной идеологии

     Эксперт в первую очередь советует сокращать количество личной информации, которой молодые люди делятся в соцсетях.

     «Это касается фотографий из личной жизни, семейных праздников, описания ваших традиций и прочих аспектов уклада вашей жизни. Особое внимание стоит уделить комментариям и заявлениям, которые вы публикуете: ваши данные собираются и анализируются в таких платформах, как Instagram, Facebook и TikTok. Вербовщики могут формировать детальный профиль вашей личности, выявляя ваши сильные и слабые стороны.

     Основываясь на этой информации, вербовщики подстраиваются под ваши взгляды, эмоциональное состояние, убеждения и интересы. Достаточно зная о вас, они могут легко наладить тесный психологический контакт.

    Эксперт также рекомендует:

    • Будьте очень бдительны, если кто-то предлагает вам моральную, психологическую или материальную поддержку: такие предложения могут скрывать серьезные угрозы и вести к проблемным ситуациям. Ограничьте личную информацию в социальных сетях.
    • Развивайте критическое мышление: это поможет молодым людям распознавать манипуляции и искажения информации.
    • Обращение за помощью: в случае возникновения вопросов религиозного характера, молодые люди могут обращаться к священнослужителям, психологам и специалистам по делам религий. Они обладают достаточной компетенцией для предоставления нужных квалифицированных консультаций и могут помочь разобраться, что происходит с молодым человеком.
    • Можно обратиться в центры психологической помощи: в Казахстане функционируют реабилитационные центры по оказанию психологической и психокоррекционной помощи бывшим адептам экстремистских религиозных течений, где работают высококвалифицированные специалисты. Они проводят обширную работу по поддержке и реабилитации молодых людей, столкнувшихся с проблемами из-за влияния радикальных идеологий.
    • По всему Казахстану функционируют бесплатные доступные телефоны доверия, куда тоже можно позвонить. Опытные психологи, религиоведы, теологи, имамы, юристы, работающие на этих линиях, предоставляют квалифицированную консультацию и отвечают на все возникающие вопросы. 
    • Во многих городах работают управления по делам религий при акиматах, где квалифицированные специалисты могут оказать профессиональную помощь. 

    В целом специалисты считают, что проблема вовлечения молодежи в деструктивные религиозные течения и экстремистские секты требует комплексного подхода.

    «Необходимо сочетание психологической поддержки, образовательных программ и мер по повышению религиозной грамотности. Только совместными усилиями можно защитить молодежь от влияния радикальной идеологии и обеспечить их психологическое и социальное благополучие», – резюмировала Лола Шакимова.  

    В этом отношении показательным является пример акимата Алматы, где разработан целый комплекс воспитательно-профилактических мероприятий, направленных на то, чтобы оградить молодежь от влияния радикальной идеологии.

     Торгын Нурсеитова